Константин Хабенский: «Актёра должны знать в лицо»

Алия Алиева
|
06 Мая 2024
Фото: Радио 7

Художественный руководитель МХТ им. А.П.Чехова, знаменитый актёр и филантроп поговорил в эфире «Радио 7» с ведущим шоу «Вечер на семи холмах» Олегом Машковым о премьере «Сентиментального марша», звёздной болезни и карьере в Голливуде. 

— Константин, 8 и 9 мая в МХТ им. А.П.Чехова состоится концерт «Сентиментальный марш». Расскажите, почему вы выбрали именно творчество Булата Окуджавы?

— Я реализовал свою студенческую мечту: записал альбом, основанный на творчестве знаменитого барда, вместе с группой «Ундервуд». Это моя фантазия, страсть и желание — придать замечательным текстам и мелодиям Окуджавы новое звучание.

— Почему для воплощения своей мечты вы выбрали именно «Ундервуд»?

— Видимо, так звёзды сошлись. В поиске нового звучания были попытки работать с другими композиторами. Но из-за занятости не получалось. С «Ундервуд» мы познакомились на выступлении: после концерта сели и пообщались на разные темы. Тогда же я поделился своей мечтой. Потом мы разошлись. Но спустя несколько месяцев вновь возобновили разговор о концерте — ребята показали первые наброски.

— До студенчества вы подрабатывали музыкантом в метро. Какие песни пели?

— Всё, что связано с ленинградским рок-клубом. Пел настолько хорошо, насколько хватало памяти и музыкального слуха. Песни эти звучали повсюду, были на устах: Цой, Кинчев, Бутусов...

— Вы родились в семье, далёкой от мира искусства. Почему решили стать актёром?

— Вполне возможно, что человек, не знавший мою семью, мог зайти на праздник и подумать, что он находится среди артистов. Мой отец писал стихи, друзья приходили и пели. Тогда умели правильно и вкусно посидеть. А сейчас? В связи ли с тем, что это можно делать на удалёнке, но появилось много способов побыть вдвоём, не находясь в одном пространстве. Мне кажется, людям этого не хватает. Многие мои коллеги пытаются сохранить традиции посиделок и приглашают гостей к себе в квартиры или дома.

По профессии я должен был конструировать самолёты. Хорошо, что до этого не дошло. Надо было попробовать себя в разных ипостасях. Будучи молодым, я искал свой путь. Самостоятельно зарабатывал деньги, чтобы не обременять родителей. Много где трудился. Но, как показывает практика, актёр — профессия, которую, как и другие, нужно попробовать руками.

— В одном из интервью вы сказали, что главная задача мужчины — зарабатывать деньги. Главная, или всё-таки одна из главных?

— Нет, это не главная задача. Это одна из задач. Чтобы обеспечить своих близких куском хлеба и помочь им этими же деньгами реализовать свои задумки. Основная цель — сделать так, чтобы людям вокруг тебя было хорошо.

Константин Хабенский
Фото: Радио 7

— У вас много разных образов в кино: от «Географа, который глобус пропил», до фантастического блокбастера «Сто лет тому вперёд». А ведь в одном из интервью вы говорили, что не любите фантастику. Почему решили сыграть роль в фильме этого жанра?

— Моё увлечение фантастикой в литературе закончились после Беляева. Потом меня потянуло к Дюма. Если в фильме любого жанра рассказывается в первую очередь о человеке, то я готов в этом участвовать.

— Сколько внимания вы уделяете театру, кино и благотворительности?

— Театр занимает 90% моей жизни сейчас. Благотворительный фонд — всего 5-7%. Потому что у меня очень хорошая команда, и я подключаюсь только когда это нужно. Кино — 3%. Но я пытаюсь исправить эту ситуацию. Три-четыре года назад кино занимало 85% моего времени.

— «Сентиментальный марш» — для вас интересно?

— Безусловно. Имею наглость залезть на ту территорию, которую не понимаю — электронную музыку. Хотя нотной грамоте не обучен, как художественный руководитель, я принимал участие в создании всех песен. На уровне ассоциаций: говорил, как должна звучать композиция. Это не просто концерт. Он дополнится живым разговором, газетными статьями, которые Окуджава не очень любил, комментариями, стихами.

— Почему вы не захотели включать в постановку композицию «Виноградная косточка»?

— Ничего против этой песни не имею. Я её люблю. Но она настолько на слуху, что попытаться её переделать под себя не видел смысла. Она такая, какая есть, и с ней ничего делать не надо.

— Какие песни Булата Окуджавы вы любите больше всего?

— Их много. «Сентиментальный марш», который я исполняю на концерте, меня преследует. Периодически слова из этой композиции всплывают у меня в голове. Примагнитилась (смеётся).

— Три ваших главных качества?

— Мои качества — как ступени ракеты, которая летит на орбиту. Сначала мы видим общую картину. А то, что долетает в возрасте пятидесяти лет — уже совсем другое. Мне кажется, что я не для всех удобный и приятный. Человек, который умеет говорить «нет». В своё время очень много говорил «да», и это шло во вред. Я тот, кто занимается любимым делом, и очень хочет, чтобы его родные дети, и ребята, с которыми он общался, сказали: «Константин Юрьевич, всё было не зря».

— В своей жизни вы говорили «нет» и театрам: «Субботе», «Ленсовету», «Перекрёстку» и «Сатирикону». Почему?

— Это был поиск. Я не капризная девочка, которая говорит: «Мне это не нравится». Трудно понять, чего хочет человек с хулиганскими наклонностями в сторону творчества. Самая главная победа таких метаний: до сих пор нравится быть актёром. В МХТ влюбился в атмосферу. Я ведь не сразу согласился на театр. Режиссёр предложил «хайповую» мировую премьеру. Я сделал вывод, что мы с ним по-разному смотрим на постановку. Поделился своими мыслями с Олегом Табаковым. Он ничего не сказал, но по движению его уха понял, что я прав. Уехал обратно в Санкт-Петербург. Потом поступило предложение поучаствовать в «Утиной охоте». Это был удар ниже пояса. В актёрской среде от таких предложений не отказываются. Я вошёл в пространство художественного театра и понял по людям, которые там работали, что здесь хорошо репетируется.

— Как изменился МХТ им. Чехова за те двадцать лет, что вы там служите?

— Люди стали чаще ходить в театр. Это заслуга Олега Табакова, который сделал очень решительные, радикальные во многом шаги, чтобы реконструировать и перенаправить репертуарную политику художественного театра. Он хотел, чтобы каждый зритель мог найти постановку на свой вкус.

— «Убойная сила» — проект, после которого вас начали узнавать на улице. О нём вы когда-то сказали: «Жалко, что самое простое, самое незначительное оказывается популярным и что благодаря этому ты становишься известным». Почему так относились к роли?

— Со временем я понимаю, что это максимализм с точки зрения профессии. Все начинающие актёры мечтают о супердраматичных ролях. С высоты своего опыта хочу сказать: успеете. Покривляйтесь, похулиганьте, потом не дадут. «Убойная сила» пришлась зрителям по вкусу. Время было такое: снимали про простых людей с небольшими зарплатами, которые просто делают своё дело. Именно они становились героями. Не мудрено, что после просмотра таких картин многие молодые люди пошли работать в МВД, стали юристами. Это и наша заслуга. Одна из составляющих актёра: тебя должны знать в лицо. Это важно для самочувствия.

— У вас была звёздная болезнь?

— Очень аккуратно нужно подходить к людям, которые попали в зону внимания зрителей и начинают себя вести по-другому вплоть до походки. После «Убойной силы» на себе это ощутил. У меня есть друзья, которые спокойно и беспощадно констатировали мои стадии звёздной болезни. Как-то раз зашли в магазин купить пиво, старший товарищ посмотрел на собаку, которая, видимо, ждала от нас колбасу, и сказал мне: «Узнала, узнала» (смеётся). Друзья помогают такие моменты пережить. Поэтому всё прошло само собой.

— Помимо актёрской деятельности, у вас был опыт и в кинорежиссуре. Почему решили снять именно военную историческую драму «Собибор»?

— Я сам удивлён. Логичнее было бы снять комедию или мелодраму. Так сошлись звёзды. Два раза я отказывался сесть на режиссёрский стул. На третий — понял, что либо сейчас, либо никогда. Набравшись наглости, попробовал поделиться своим пониманием персонажей с коллегами. Это было непросто: языковой барьер, разные подходы к работе. Однако, как мне кажется, удалось найти общий язык со всеми.

— Не только с нашим кино вы нашли общий язык, но ещё и с голливудским. Четыре картины с вашим участием! Расскажите, в чём отличие российского кинематографа от голливудского?

— Две картины — серьёзные попытки, а остальные — путешествия. Я понимал, что мне с моим папуасским английским ничего не светит. Ленив, чтобы заняться языком. Что-то меня всё время отвлекало бы. Так что было бы неправильно тратить на это своё время. Снимался, чтобы встретиться на одной площадке с Колином Фёртом и Гари Олдманом. Было интересно, как они работают. Наше съёмочное производство отличается от голливудского: различие в бюджетах, подходе, технологиях. В Голливуде есть возможность снять за неделю то, что у нас приходится снимать за полдня. С точки зрения подхода к профессии: и там, и здесь есть косяки, а есть люди, которые ответственно относятся к своей работе.

В эфире «Радио 7 на семи холмах» Константин Хабенский также рассказал, почему он не любит фотографироваться с поклонниками, что ему не нравится в жизни и почему быть художественным руководителем МХТ им.Чехова — не предел мечтаний. Полное интервью можно посмотреть здесь.

Подпишись на наш канал в Telegram
Гороскоп на неделю 20 — 26 мая для всех знаков зодиака
Кипучая активность будет свойственна вам на протяжении всей недели. Постарайтесь направить ее на несколько самых важных для вас целей, в противном случае велика вероятность резво начать слишком много дел и не закончить ни одного. Вторая половина недели выглядит более эффективной, чем первая, а самыми удачными днями должны оказаться пятница и воскресенье.

Гороскоп на неделю Телец




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог